Композиционная уравновешенность асимметричных причёсок
Композиционная уравновешенность асимметричных моделей может быть достигнута в результате динамики форм. На рисунке геометрическая направленность формы малого объема прямо противоположна направленности формы большого объема, вследствие чего возникает динамическое равновесие, которое сообщает устойчивость, а значит и уравновешенность всей композиции прически.
Но если направленность геометрических форм левой и правой стороны модели не будет диаметрально противоположна, то достижение композиционной уравновешенности значительно осложняется. Говоря о композиции прически, мы постоянно употребляем такие выражения, как «уравновешенность», «устойчивость», «стабильность» и т. п., т. е., даже говоря о динамике, мы постоянно используем понятия, характеризующие еще одно качество — состояние формы, а именно статику.
Нужно, однако, еще раз отметить, что речь идет только о фронтальной проекции причесок. Как готовящийся взлететь, расправляющей свои крылья орел во фронтальной проекции имеет все признаки статичной формы, а в профиль являет собой ярчайший пример устремленной вперед и вверх динамичной формы, так и форма прически может быть динамичной в профильном силуэте, сохраняя все признаки статичности при взгляде анфас.
Статичность и подвижность формы
Так, полностью статичны формы причесок (тупированные пучки), хотя и есть асимметричные элементы. А вот прически, при абсолютном сходстве расположения прядей имеют принципиальное различие. Если модель полностью статична, не вызывает у зрителя полного ощущения статичности из-за распущенных концов волос, которые могут либо при дуновении ветра, либо при повороте головы легко двигаться. И наоборот, динамичная по форме прическа с асимметричной челкой вызывает в целом ощущение статичности — наш глаз не верит в возможность свободного движения волос, составляющих челку, которая, по всей вероятности, сильно тупиравана, следовательно, неподвижна.
Таким образом, надо различать понятия «динамика формы» (т.е. движение взгляда по геометрической форме или деталям) и «движение волос» всей формы прически либо деталей (или потенциальная возможность такого движения волос под воздействием ветра, поворотов головы и т.п.). Предельна упрощая, можно сказать, что речь идет в данном случае о прическах из тупированных (начесанных) волос и прическах без начеса. Полностью тупированная прическа может быть динамичной по форме, оставаясь неподвижной.
Прически же без начеса, созданные из потенциально подстриженных волос, даже при полной симметричности геометрической основы формы вызывают у зрителя совершенно иные ощущения, потому что могут частично или полностью менять свою форму этой причине одни формы (или детали, или их расположение) представляются естественными, другие — неоправданными.
Другой пример такого же рода. Если прическа на рисунке, и естественна потенциальной подвижностью не начесанных волос то в прическах на рисунке интенсивная тупировка не соответствует направленности волос, которые по идее должны бы в этом случае быть подвижными. Та же форма с подрезанными концами волос не вызывает никаких отрицательных эмоций.